ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ 160 лет со дня рождения.

Имя Антона Павловича Чехова неотделимо от истории русской и мировой литературы. Его творческий путь краток, как путь падающей звезды на небосклоне. Но он был не только замечательным писателем, а еще и высокообразованным, талантливым врачом.

Чеховская круглая дата впереди, в январе 2020 года, но очень хочется уже сейчас настроить читателей, а особенно молодое поколение студентов, на плодотворное и увлекательное чтение великого писателя отечественной и мировой художественной литературы. Однажды, войдя в мир Чехова, уже не возможно с ним расстаться.

О Чехове чаще принято говорить как о человеке со слабым здоровьем, тихом и незаметном. А между тем, несмотря на предрасположенность к легочным заболеваниям, он был крепок, высок ростом (1,90 м), обладал чарующим раскатистым басом. Он умел замечать в окружающей жизни столько подробностей, а особенно остроумных вещей, что делало жизнь его очень насыщенной и яркой.

Ему удалось открыть себя и предложить людям особый образ жизни и мышления – образ человека, сохраняющего человеческое достоинство в страдании и бедах, таких естественных и обыденных в нашем несовершенном мире.

Что же делало его произведения неувядающими? Наверное, искренняя влюбленность в жизнь, восхищение красотой и богатством мира человека, повидавшего многое. А ведь Чехов в прямом смысле слова объехал всю Россию. Три месяца он добирался из Москвы на Сахалин. Проехал через Азию, посетил Индию, Цейлон, Ближний Восток, Италию, Францию, взбирался на Везувий, играл в рулетку в Монте-Карло. Для него было интересно все: природа, погода, города, выставки, люди, их манера говорить, двигаться и многое другое.

Как профессия врача и писателя недалеки друг от друга, так и между Чеховым-врачом и Чеховым-писателем нет противоречия, но существует глубокая связь. Ведь и в том и другом случае речь идет о человеке.

В Москве на Садовой – Кудринской улице стоит дом-музей А.П.Чехова. На двери дома прибита чугунная табличка «Доктор Чеховъ». Чугунная табличка затмевается красивой мраморной доской, как и литературные труды затмили его врачебную деятельность. Сам же он шутил: «Медицина – это моя законная жена, а литература – не законная».

На этой табличке он так и остался доктор Чехов, а в журналах появлялись его рассказы, подписанные смешными именами: «Антоша Чехонте», «Человек без селезенки», «Врач без пациентов», «Брат моего брата». Он использовал в творчестве 45 псевдонимов, говоря: «Фамилию я отдал медицине, с которой не расстанусь до гробовой доски, а игра в литературу должна иметь разные клички».

На медицинский факультет Московского Уневирситета Чехов был зачислен со стипендией, как неимущий. Было это в 1879 году. Мать хотела, чтобы сын имел твердый заработок, потому советовала идти в медицину. В 1884 году Антон Павлович успешно выдержал государственные экзамены. В это же время он печатает свой первый сборник рассказов «Сказки Мальпомены», а так же собирает материалы для диссертации « Врачебное дело в России». Работает земским врачом. В обстановке земских больниц не было возможности приобретать клинический опыт, но зато Чехов прошел здесь главную врачебную школу – школу сострадательного отношения к больному и бескорыстного служения общественному благу. Этой школе он останется верен всю свою жизнь. Литературные занятия отнимают немного времени, в основном в часы досуга. А главное занятие – прием пациентов. «Медицина, - замечал он, - не адвокатура: не будешь работать, застынешь».

Принимал по 30-40 человек в день, ездил на вызова, участвовал в судебно-медицинских вскрытиях. Пик медицинской деятельности Антона Павловича приходится на мелиховский период его жизни. «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа».

В Мелихово он получил все: он состоит в земском собрании, уделяет особое внимание народному здравоохранению и просвещению, вникает в вопросы строительства на селе, способствует проведению шоссейных дорог, строит на свои средства 3 школы в соседних селах, постоянно лечит. Профессия врача расположила к нему сердца крестьян. К нему шли ходоки, как к барину. «Я не барин, я доктор. Лечить вас буду». Приобретая усадьбу в Мелихово, он выступал не как писатель, а как доктор, и под договором поставил подпись: Врач А. П. Чехов.

Жизнь в усадьбе ознаменовалась бурной медицинской деятельностью. Сестрой и ассистентом во время неотложных операций, а также провизором домашней аптеки была Мария Павловна, его родная сестра. 1892 – год приобретения Чеховым мелиховской усадьбы совпал со страшной эпидемией холеры. Антон Павлович добровольно принял на себя 4 фабрики и 1 монастырь. «Помощников нет, придется быть и врачом и санитарным служителем; мужики грубы, нечистоплотны, недоверчивы, но мысль, что наши труды не пропадут даром, делает все это почти незаметным». Он не ошибся: упорный труд дал свои результаты, и болезнь была ликвидирована. Несмотря на неимоверный труд, разбитые дороги, плохих лошадей, нездоровье, он напишет: «Ни одно лето не проводил так хорошо, как это. Мне хотелось жить. Меня уже считают своим». И так всю свою короткую жизнь.

Даже в последний ялтинский, наиболее тяжелый для него период жизни Антон Павлович не переставал заботиться о больных. Словно про себя он написал в «Рассказе старшего садовника»: «У него самого была чахотка, он кашлял, но когда его звали к больному, забывал про свою болезнь, не щадил себя и, задыхаясь, взбирался на горы, как высоки они бы ни были».

Он мечтал построить в Ялте санаторий для больных учителей. Он написал воззвание о сборе средств в пользу неимущих больных. Оно называлось «На помощь умирающим!» и облетело всю Россию. В нем Чехов призывает откликнуться неравнодушных на одиночество и заброшенность больного человека. На собранные деньги он купил дом и перестроил его под санаторий.

Когда в Гаспре в 1901 году в тяжелом состоянии с воспалением легких лежал Л.Н. Толстой, Антон Павлович сокрушался, что из-за своей болезни не мог дежурить у постели писателя. Из последних сил он сопротивлялся болезни. Величайший мастер короткого рассказа, он и свою жизнь сумел построить без пустот и провалов. Он писатель, врач, ученый, просветитель, общественный деятель.

Но болезнь делала свое дело. И в 40 с небольшим лет Антон Павлович чувствовал себя на самом краю жизни. Трезво оценивая состояние своего здоровья, Чехов в августе 1901 года отдает распоряжение сестре: «Милая Маша, завещаю тебе в твое пожизненное владение дачу мою в Ялте и т. д.». Но вот главный его завет, которым заканчивается письмо сестре: «Помогай бедным. Береги мать. Живи мирно».

Болезнь резко ограничила свободу писателя в последние годы. По требованию врачей он оставляет любимую им Москву и Подмосковье, он должен ехать на курорты, и даже умереть он вынужден был на чужбине – в Баденвейлере.

Антон Павлович умер в ночь на 2 июля 1904 года. С ним была его жена. Перед смертью он впервые вызвал к себе врача и тихо сказал: «Я умираю». Он умер с улыбкой на устах, не обвиняя и не прося у судьбы ничего.

От чеховских времен до эры стрептомицина должно было пройти долгих полвека.

Напоследок хотелось бы отметить, что с юных лет у Антона Павловича существовал свой Нравственный кодекс «Воспитанного человека», который он написал сам для себя и следовал его пунктам всю жизнь. Все это актуально и для современного читателя. Ведь воспитанными людьми не рождаются, а становятся. Поэтому так важно постоянно трудиться над созиданием образа личности.

Вот недословный пример некоторых из пунктов Нравственного кодекса писателя о том, каким должен быть воспитанный человек:

1.Уважать человеческую личность, а потому быть всегда снисходительным, мягким, вежливым, уступчивым.

2.Быть сострадательным не только к бедным и кошкам, а к самым близким.

3.Уважать чужую собственность.

4.Быть чистосердечным и бояться лгать. Из уважения к другим чаще молчать.

5.Не суетиться.

6.Знать свой талант и развивать его, жертвуя всем. Гордиться своим талантом.

7.Воспитывать в себе эстетику.

ВЕЛИКИЙ ПОЭТ И ГРАЖДАНИН РОССИИ. 225 лет со дня рождения А.С.Грибоедова.

В текущем году исполняется 225 лет со дня рождения великого русского писателя Грибоедова. Он оставил огромный след в истории культурной жизни нашей страны. Наделённый редкими природными способностями и необычайным трудолюбием, он, не посещая никакую школу, самостоятельно проштудировал полный курс всех школьных наук того времени, овладел французским, английским, итальянским, древнегреческим, латинским языками и игрой на фортепиано. Ещё будучи отроком, он выдержал вступительные экзамены и был принят в Московский университет , причём сразу на два факультета – словесный и юридический. Но этого ему показалось мало, и он поступил ещё и на физико-математический.

По окончании университетского курса наук, Грибоедов удостоился двух учёных степеней – и филологических, и юридических наук. Он готовился к профессорской деятельности в стенах родного университета, но начавшееся вторжение наполеоновских войск в Россию, побудило Александра Сергеевича добровольно уйти в армию и воевать с непрошеными «гостями». В это же самое время он пишет и публикует репортажи с обстоятельным описанием армейской жизни.

Дождавшись изгнания французов с русской земли, молодой писатель опять-таки добровольно ушёл в отставку и целиком посвятил себя литературной деятельности. Первыми опытами его в этом плане были весёлые комедии: «Студент», «Молодые супруги», «Притворная неверность», «Своя семья или замужняя невеста», а также либретто, по которому композитор Верстовский сочинил оперу «Кто брат, кто сестра». В возрасте 21 года Грибоедов приступает к созданию главного труда своей жизни – бессмертной комедии «Горе от ума».

В 1817 году жизнь 25-летнего поэта круто изменилась. Он переехал из Москвы в Санкт-Петербург и стал работать в Коллегии (министерстве) иностранных дел. Здесь состоялось судьбоносное знакомство его с Пушкиным, Крыловым (им выпадет честь создания современного русского литературного языка), а также Чаадаевым и будущими декабристами - Пестелем, Кюхельбекером, Рылеевым, Одоевским, Бестужевым, Якубовичем, Трубецким, братьями Муравьёвыми, а ещё – с композиторами Глинкой и Алябьевым.

Будущие декабристы не скрывали своих замыслов ни от Пушкина, ни от Грибоедова. Но в состав тайного общества не ввели ни того, ни другого. За один только мудрый этот поступок, сохранивший России двух гениев, они заслуживают безмерной благодарности.

В 1818 году Коллегия направила Грибоедова в Персию на должность секретаря русской миссии (посольства). После четырёх лет службы в миссии Александр Сергеевич был переведён в Тифлис (так тогда именовался Тбилиси) секретарём по дипломатической части при главнокомандующем всеми русскими войсками на Кавказе генерале Ермолове. Безупречно выполняя служебные обязанности, он продолжал работать над «Горем от ума». Здесь он сблизился с передовыми людьми тогдашней Грузии – поэтами Григолом Орбелиани и Александром Чавчавадзе (оба были одновременно и генералами русской армии), писателем Георгием Эристави, общественным деятелем Соломоном Додашвили и другими. Грузия вдохновила Грибоедова на создание поэм «Грузинская ночь», «Там, где вьётся Алазань», «Радамист и Зенобия», «Кальянчи». Он сочиняет здесь и героическую поэму «1812 год».

Александр Сергеевич стал издавать газету «Тифлисские ведомости» (о ней очень высоко отозвался Пушкин), способствовал открытию нескольких уездных школ, основал коммерческий банк, разработал проект реконструкции и повышения культуры хозяйственной деятельности на всём Закавказье.

В 1824 году Грибоедов был переведён в Петербург, где он и завершил работу над «Горем от ума». Это произведение небывалой дотоле обличительной силы потрясло всю Россию, невзирая на то, что цензура запретила её издание (она быстро разошлась по стране в рукописных списках). Вряд ли можно считать направление новоявленного сатирика в самую горячую точку Кавказа – Чечню, то есть под пули, случайностью. Не сломившийся фактической ссылкой поэт создаёт здесь стихотворение, в котором была строка «Русь, зачем воюешь ты?..».

В январе 1825 года опального поэта отозвали из Грозного и отдали под суд , обвинив в соучастии в заговоре декабристов. Следствие длилось целых полгода, но доказать вину Грибоедова судьям не удалось. Он был освобождён из-под стражи, но с установлением негласного надзора над ним.

Надо особо отметить, что и замысел, и всё содержание «Горя от ума» теснейшим образом связаны с идеями декабристов и направлены против крепостников, чиновничества, мещанства и бескультурья. Великий Пушкин приветствовал осуждение содержащихся в «Горе от ума» нравов барской Москвы, восторгался стихами, которыми написано это произведение, и безошибочно предсказал, что половина их войдёт в пословицы и поговорки. Так оно и произошло в действительности. Крылатыми стали фразы «А судьи кто?», «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Ба, знакомые всё лица», «Что скажет княгиня Марья Алексеевна?», «Над старостью смеяться грех», «И точно, начал свет глупеть», «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», «Дома новы, но предрассудки стары», «Вкус, батюшка, отменная манера», «Грех не беда, молва нехороша», «Как не порадеть родному человечку», «Чтоб истребил Господь нечистый этот дух пустого рабского слепого подражанья», «Шумим, братцы, шумим» и так далее. По широте отображения жизни «Горе от ума» сравнимо лишь с «Евгением Онегиным» Пушкина.

В 1826 году Грибоедова снова направили в Тифлис с ответственным поручением содействовать завершению русско-персидской войны на выгодных для России условиях. С этой задачей Александр Сергеевич справился блестяще, увенчав свой труд подписанием Туркманчайского мирного договора.

В этот период в личной жизни поэта произошло важное событие: он женился на Нине Александровне Чавчавадзе, в которую давно был горячо влюблён и пользовался её взаимностью. Именно она организовала первую сценическую постановку «Горя от ума» на любительских подмостках в имении своего отца в Цинандали.

Новое назначение своё полномочным министром (послом) в Персию в 1828 году Грибоедов не без основания расценил как очередную политическую ссылку. Однако обязанности свои он выполнял подобающим образом, настойчиво требуя от персидских властей точного соблюдения всех условий мирного договора, включая выплату России немалой контрибуции.

30-го января 1829 года российский посол был заколот в Тегеране кинжалами натравленной на него толпой фанатиков. Персидский шах откупился преподнесением русскому императору огромного драгоценного камня. Николай I, увы, счёл такую плату за жизнь своего посла вполне достаточной.

Всю глубину потери для России Поэта и Гражданина одной из первых оценила Нина Чавчавадзе-Грибоедова. Она увековечила на могильном памятнике мужа потрясающие слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!». Заслуживает особого упоминания, что юная вдова Поэта, признанная одной из красивейших женщин Грузии, до конца своих дней сохранила верность памяти своего великого супруга, хотя ей предлагали руку и сердце поэт Григол Орбелиани и другие, не менее достойные люди. Невольно вспоминаются слова пушкинской Татьяны: «Но я другому отдана / И буду век ему верна…».

16 декабря в библиотеке прошел Час интересных сообщений "История создания романа "Война и мир". Библиотекари рассказали о романе-эпопее, который вместил в себя несколько стилистических жанров и поведал миру полувековую историю России. Здесь сплелись проблемы политического, духовного и нравственного характера. Как писал сам писатель, он хотел показать русский народ с его отвагой, самоотверженностью, стремлением к миру даже во время войны.
Время действия романа Изначально роман должен был повествовать об одном герое, живущем в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права. Однако позже писатель пересмотрел свой замысел, так как не мог понять своего героя. Он решил изменить время повествования на 1825 - период восстания декабристов. Но полностью понять своего героя так и не смог, поэтому перешел к его молодым годам, периоду формирования его личности, - 1812 году. Это время совпало с войной между Россией и Францией. И было неразрывно связано с 1805 годом, периодом боли и лишений. Писатель решил показать трагические страницы истории России. Он объяснил это тем, что ему совестно писать о торжестве россиян, не поведав об их неудачах. Поэтому время написания романа "Война и мир" растянулось на годы.

Биография Шукшина

Шукшин Василий Макарович (1929 – 1974) – советский писатель, сценарист, кинорежиссёр, актер, лауреат Ленинской премии, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Детство и молодость

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. Окончив в 1943 году семилетку, будущий режиссер поступил в автомобильный техникум в Бийске. Через 2,5 года Василий Макарович бросает учебу и начинает работать колхозе. В 1946 году уезжает из родного села, работает слесарем на Калужском турбинном заводе, а затем на Владимирском тракторном заводе.

С 1949 года Шукшин по призыву служит в военно-морском флоте. В это время писатель создает свои первые рассказы, делится ими с сослуживцами. В 1953 года Шукшин из-за язвы желудка был уволен в запас. Василий Макарович возвращается в родное село Сростки, сдает экстерном аттестат зрелости и устраивается учителем русского языка в местную школу.

Творческая деятельность

В 1954 году Шукшин поступил во ВГИК на режиссерское отделение. Свою первую небольшую роль Василий Макарович сыграл в 1956 году в фильме С. Герасимова «Тихий Дон». В 1958 году Шукшин получает главную роль в фильме «Два Федора». В этом же году был впервые опубликован рассказ писателя «Двое на телеге» в журнале «Смена».

С 1963 года Василий Шукшин, биография которого была пестра на разные профессии, работает режиссером в ЦКДЮФ. Вскоре в журнале «Новый мир» вышли рассказы «Классный водитель», «Гринька Малюгин» и первая книга писателя «Сельские жители».

В 1964 году был закончен первый полнометражный фильм Шукшина – «Живет такой парень», в котором снялся Л. Куравлев.

Последние работы

В 1973 году был опубликован сборник писателя «Характеры». В 1974 году вышел на экраны один из самых известных фильмов Шукшина – «Калина красная». На Всесоюзном фестивале кинолента получила первую премию.

Несмотря на то, что Василий Макарович сильно мучился от язвы желудка, актер принимает приглашение С. Бондарчука сняться в новом фильме. Во время съемок фильма «Они сражались за родину», 2 октября 1974 года, Василий Шукшин умер. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище в Москве.

Личная жизнь

За свою краткую биографию Шукшин был трижды женат. С первой женой, односельчанкой Марией Шумской они расписались в 1955 году. В 1963 году Шукшин женился на Виктории Софроновой, дочери писателя А. Софронова. У них родилась дочь Екатерина.

В 1964 году Василий Макарович вступил в брак с Лидией Александровой (Чащиной). В этом же году мужчина познакомился с Лидией Федосеевой. Шукшин долго не мог определиться, с какой из женщин остаться, но в конце выбрал Федосееву. У них родилось две дочери – Мария и Ольга.

Хронологическая таблица

Если вам нужна биография Шукшина по датам – советуем посмотреть страницу хронологическая таблица Шукшина.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Отец Шукшина был расстрелян во время коллективизации, когда мальчику было всего 5 лет.
  • Первая жена не хотела давать Василию Макаровичу развод, поэтому, чтобы жениться во второй раз, ему пришлось потерять паспорт.
  • Чтобы Шукшин мог поступить в Московский ВГИК, его матери пришлось продать самую большую на тот момент ценность семьи – корову.
  • Характерной особенностью творчества Шукшина, по мнению критиков, является противопоставление колорита деревенской и городской жизни.
Заголовок Дата публикации Прикрепленный файл(ы)
Освобождение Ленинграда от фашистской блокады